среда, 25 ноября 2015 г.

Dear Jane!!!

   Не буду оригинальной, если скажу, что не смогла пройти мимо этого проекта! Долго наблюдала, рассматривала блоки, отшитые девочками-участницами, но всё как-то не решалась. Было мало свободного времени, да, и хорошей машинки швейной тоже не было.
     Теперь у меня масса свободного времени, прекрасная машинка и море энтузиазма!
      И, я в проекте!!! В блоге Лоскутные впечатления. Ура!!!
     Не скрою, я, как и многие девочки, интересовалась историей создания легендарного одеяла, а также теми немногими фактами биографии его создательницы, которые стали известны любительницам лоскутного шитья. Мне очень понравилась найденная на просторах интернета статья Евгении Пановой. Приведу её здесь  полностью.



Письма из будущего: квилт «Дорогая Джейн»

В истории каждого ремесла есть свои вершины, свои шедевры, проверенные временем и окружённые легендой. В лоскутном шитье одной из таких вершин является, безусловно, квилт «Дорогая Джейн». Сегодняшний рассказ будет о нём.
Эта история началась в 1991 году, когда Бренда Пападакис, школьная учительница математики из штата Теннесси увидела в книге фотографию старинного квилта. Как следовало из подписи, квилт был выполнен некой Джейн А. Стикл в 1863 году в разгар гражданской войны между Севером и Югом. Бренда уже много лет увлекалась лоскутным шитьём и была уверена, что знает все блоки традиционного американского пэчворка. Однако, чем внимательнее она рассматривала квилт, тем сильнее он удивлял её: большинство блоков ей были незнакомы. Кроме того, Бренду поразил дизайн этого лоскутного одеяла: 169 крошечных блоков (всего 12 х12 см), ни один из которых не повторялся, были оформлены каймой из 52 лоскутных треугольников.
Что это — так называемый «сэмплер», ученический образец или оригинальный дизайн опытной мастерицы? Бренда вооружилась лупой и линейкой и принялась копировать блоки, чтобы как следует изучить их. Этот квилт был вызовом не только её познаниям в лоскутном шитье. Но также и её математическим способностям: фотография в книге не позволяла как следует рассмотреть блоки, и Бренде приходилось восстанавливать их сложную геометрию по аналогии с известными ей образцами.
Спустя год после начала работы Бренда Пападакис поняла, что ей необходимо увидеть квилт своими глазами. Для этого ей пришлось проехать всю страну с юга на север, т. к. лоскутное одеяло находилось в музее штата Вермонт. Джейн Стикл всю жизнь прожила в этом штате, в городке Шефстбери, и Бренда, пользуясь случаем навела справки о мастерице.
Джейн Стикл, урождённая Блэкли появилась на свет 8 апреля 1817 года в многодетной фермерской семье. Известно, что Джейн вышла замуж за фермера Уолтера Стикла, и в этом браке родилось трое детей. Незадолго до войны Уолтер Стикл переселился к родственникам со стороны жены — предположительно на время каких-то хозяйственных работ, требующих большого числа помощников. Джейн осталась одна на своей ферме Близ Шефстбери. Её было 44 года, когда началась война. Из штата Вермонт в место боевых действий отправилось 32 тыс. человек, и лишь немногие из них вернулись домой. Не вызывает сомнений, что Джейн стикл знала всех, кто ушёл на войну из окрестностей Шефстбери. Среди них были также её ближайшие родственники.
Не сложно догадаться с какими чувствами Джейн принялась за свой монументальный квилт. Женщине в её положении оставалось только переживать за своих близких и друзей. Надеяться на скорейшее окончание войны и ждать вестей с фронта. Изматывающее, тягостное занятие. Именно поэтому Джейн, как и большинство женщин того времени, предпочла всё свободное время посвятить рукоделию.
Но что значило для опытной мастерицы повторение давно известных образцов? Джейн Стикл решила занять не только руки, но и голову, чтобы оставить в ней как можно меньше места грустным мыслям. Она уменьшает традиционные блоки до размеров миниатюры, сочиняет свои собственные геометрические композиции, тщательно подбирает лоскуты — ни в одном блоке ткани не повторяются!
В 1863 году Джейн заканчивает лоскутное одеяло и вышивает на его лицевой стороне, в углу, надпись: «В военное время 1863. 5602 детали. Джейн А. Стикл.» Количество деталей и сложность дизайна не составляют сомнений в том, что Джейн хотела сделать работу над квилтом как можно более долгой. Тем не менее война закончилась только спустя два года после окончания работы над одеялом.
Послевоенное время также принесло тяжёлые испытания супругам Стик: в 1877 году они были вынуждены объявить банкротство и продать ферму, на которой прожили всю жизнь. Спустя несколько лет умирает Уолтер Стикл, и Джейн живёт у чужих людей вплоть до своей кончины в 1896 году. Несмотря на то, что судьба даровала ей долгий век - 79 лет - Джейн Стикл не оставила после себя ничего, кроме лоскутного одеяла исключительной красоты и сложности. Ни одного квилта, кроме этого. Никаких личных вещей, дневников, писем.
«Я представляла, как ты шила квилт на веранде своего дома, в кресле-качалке. Возможно, когда-нибудь мы найдём старинный сундук с драгоценной надписью - «Джейн А. Стикл». Я слышала, что твоя ферма до сих пор существует, и она выставлена на продажу. Может быть, когда-нибудь я поселюсь там»,- писала в одном из писем Бренда Пападакис в одном из воображаемых писем Джейн.
Изучая квилт в вермонтском музее, Бренда в полной мере ощутила то, что называют живой связью с прошлым. Это лоскутное одеяло и история мастерицы, создавшей его, становились частью её собственной жизни. Раз в месяц, Бренда начала писать письма в прошлое, «рассказывая» Джейн о том, как продвигается изучение её шедевра. Эта переписка, начавшаяся со слов «Дорогая Джейн» и дала название одеялу.
«Дорогая Джейн, сегодня я увидела фотографию твоего квилта в книге, и у меня перехватило дыхание! Крошечные блоки в окружении роскошной каймы — это выглядело потрясающе красиво! Впервые в жизни мне захотелось плакать от восхищения. Я видела шедевр созданный чрезвычайно умной и одарённой женщиной. Можно я завернусь в твоё одеяло и останусь в нём навсегда?
Моя подруга Кей сказала, что твой квилт вдохновлял художников-миниатюристов. Так почему же никто из мастеров лоскутного шитья ещё не повторил его? «Потому, конечно, что никто из мастеров не хочет перерисовывать эти крошечные блоки», - ответила Кей.
Тогда я перерисую их! Вот, дорогая Джейн, я вооружилась циркулем, линейкой, бумагой для черчения и лупой. Всё готово для того, чтобы скопировать несколько блоков из твоего драгоценного квилта».
В 1996 году, спустя ровно 100 лет со дня смерти Джейн Стикл, Бренда Пападакис выпустила книгу «Дорогая Джейн», содержавшую схемы всех лоскутных блоков одеяла. Книга имела оглушительный успех: любители лоскутного шитья из 37 стран мира подхватили инициативу Бренды и принялись частично или полностью копировать знаменитый квилт. При этом каждый мастер привносил что-то новое в дизайн: так, например, японка Дзюнко Каваде расположила 49 блоков в виде ромба и выполнила квилт в традиционной для своей страны приглушённой гамме, а Джинни Хойт из штата Индиана повторила 80 блоков в сочных контрастных цветах и разместила их на тёмном фоне.
В 2011 году, в честь 150 летней годовщины гражданской войны журнал «Пэчворк и квилтинг в США» взял интервью у Бренды Пападакис. В нём исследовательница дала такой совет поклонникам "Дорогой Джейн": «Ведите дневник. Я научилась этому, читая дневники женщин XIX века. В своей книге я рассказываю историю Джейн Стикл и свою собственную, но вашим близким будет важна ваша личная история. Не нужно ничего сложного — просто возьмите записную книжку и, работая над тем или иным блоком, записывайте ваши мысли и впечатления.
Помню, как в одном старинном дневнике я наткнулась на запись: «Сегодня весь день шёл дождь, поэтому я занялась шитьём». Эта простая фраза дала мне возможность представить жизнь той, кто писала дневник и сопереживать ей в её радостях и невзгодах».

Евгения Панова
энтузиаст лоскутного шитья

   А вот фото знаменитой Бренды Пападакис, благодаря которой любительницы печворка и квилта со всего мира увидели квилт "Дорогая Джейн", а также узнали о Джейн Стикл.


   Проект длится уже почти два года. Девочки отшили уже больше 100 блоков. Но я обязательно справлюсь! Ведь этот квилт очень символичен для меня. В моей стране война. Я вынуждена была уехать из родного города, бросив свой дом, работу, расстаться с друзьями и близкими. Я многое потеряла безвозвратно.
    На сегодняшний день моя жизнь заполнена исключительно рукоделием. И я загадала, что если справлюсь с пошивом одеяла, то исполнится одно моё очень заветное желание! 
   А ещё, мне, почему-то, захотелось пересмотреть один довольно старый (1995 года) американский фильм "Лоскутное одеяло":


   Кто не видел - советую посмотреть! Очень интересный фильм о том, как, иногда тяжело разобраться в себе, найти свой жизненный путь.
   Ну что, ж, всем интересного просмотра, а я за работу!!! Шить, шить, и, ещё раз, шить!!!

7 комментариев:

  1. Ольга, спасибо большое за такой интереснейший пост! Видела этот квилт мельком, но по-настоящему не интересовалась, а столько любопытного! желаю удачи с пошивом, это замечательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, огромное спасибо за пожелание! Я уже и тканьки получила. Скоро начну выкладывать отшитые блоки!!!

      Удалить
  2. «Сегодня весь день шёл дождь, поэтому я занялась шитьём» - это фраза очень лаконично передает наш сегодняшний день. Дождь из войны и всего ей сопутствующего. Лучше, пожалуй, и не скажешь. Оля, ты в самом деле планируешь шить подобное одеяло? В моих глазах - это предмет искусства: такое количество деталей, мелкого размера - этим одеялом рука не поднимется пользоваться по прямому назначению, но как память, как итог преодоления жизненных трудностей и роста профессионального мастерства - ему цены не будет! Интересно книга "Дорогая Джейн" есть в русском переводе - интересно было бы ее почитать! Фильм посмотрю обязательно! Оля, держи нас в курсе процесса творения. Сказать, что интересно - ничего не сказать.... Ну хоть тканюшками для начала похвастай :-))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мариш, я уже начала его шить! Уже сшиты 4 блока! На счёт профессионального мастерства - ты абсолютно права! Каждый новый блок получается, на мой взгляд, чуть-чуть лучше. Использовать данный квилт я планирую как покрывало (ведь будет же у меня опять когда-нибудь свой дом). Книгу на русском языке не встречала, скачала на английском. Языка не знаю, хоть картинки порассматриваю!!! А тканюшками обязательно похвалюсь в следующем посте - первом отчёте о сшитых блоках!!!

      Удалить
  3. Оль, с удовольствием буду следить за твоими успехами в пошиве квилта!
    И ты обязательно сошьешь полностью!

    ОтветитьУдалить
  4. Девушки, подскажите пожалуйста где найти эту книгу "Дорогая Джейн"???

    ОтветитьУдалить